|
История развития и основы Фэн-Шуй
|
Фэн-Шуй, или "ветер и вода", — древнее китайское искусство и наука о жизни в гармонии человека с собой и окружающим миром. В них содержатся не только общие принципы и конкретные методы, основанные на умозаключениях, но и широкие возможности для интуитивного творчества. Появившись на заре китайской истории, искусство Фэн-Шуй развивалось в русле даосской традиции, основные принципы которой неразрывно связаны именно с ним. Поэтому, говоря о практическом применении Фэн-Шуй, мы не должны забывать о том, что в его основе лежит цельное мировоззрение, отличающееся от европейского, но вошедшее в контекст общечеловеческой культуры.
Средоточием всего сущего для даосов было Дао — сияющая пустота, незримый источник, проясняющий образы вещей в материальном мире. Все во вселенной движется в пространстве и времени, повинуясь Великому Пути, который открывается везде, если человек способен освободиться от повседневных забот и взглянуть на мир глазами своей души, не замутненными поволокой чужих мнений, увидеть мир истинным зрением, не искаженным мимолетными желаниями. Можно прибегнуть к более понятной аналогии эпохи Просвещения: если человек подобен вселенной в миниаюре, то для того, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, он должен сначала найти ее в самом себе.
В открывающихся взгляду картинах природы даосам виделись сложные знаки и символы, исполненные глубокого смысла. Места, где воображение угадывало очертания змееподобного дракона, который отождествлялся с полетом в бескрайних просторах, считались наиболее благоприятными для жилья. Участки ландшафта, возвышавшиеся над соседними или занимающие господствующее положение, сулили приближение к благотворному, воздействию начала Ян, а значит, к здоровью или процветанию. В низменных местностях, где преобладало начало Инь, человека чаше подстерегали всевозможные бедствия вроде пожаров, наводнений и различные болезни. От степени присутствия Ян зависело многое: здоровье, благоденствие семьи, успех карьеры, обеспеченность потомков. Все в мире было связано тонкими незримыми нитями, и мудрые геоманты, вооруженные орудием своего искусства — компасом лопань, неизменно пользовались почтением и уважением.
Согласно более современной трактовке учения Фэн-Шуй, окружающий Мир рассказывает нам разные "истории" себе. Если мы будем изменять элементы своего окружения, то можем улучшить или ухудшить эти "истории". Чем больше мы практикуем Фэн-Шуй, тем более тонкими и точными становятся наши наблюдения. Изучение природных и искусственных ландшафтов, зданий и элементов интерьера должно стать естественным, почти рефлекторным занятием. Человек не замечает воздуха, которым он дышит, но ощущение красоты и гармонии может стать для него таким же мощным источником жизненной силы. Наше восприятие места неотделимо от жизни, как плоть от костей. Одно не может существовать без поддержки другого. Обладая знанием Фэн-Шуй, мы можем изменять среду обитания, чтобы наилучшим образом удовлетворять свои потребности и приносить благо для окружающего мира.
Истоки
Название "Фэн-Шуй" пришло из древних времен, когда для человека самыми мощными силами, действующими в природе, были ветер и вода. Легкий, теплый ветер обещал хороший урожай и обильную пишу для скота. Озера, реки и ручьи давали живительную влагу для полей и позволяли пережить засушливые сезоны. С другой стороны, ураганы уничтожали посевы, стоячая вода служила рассадником болезней, а наводнения опустошали целые области и уносили множество жизней. "Фэн" можно уподобить потоку энергии, который, как ветер, проносится над головой, а "Шуй" - это вода, которая содержится в земле и питает ее. Эти образы постоянно доступны человеческому восприятию, и суть наших отношений с ними можно выразить сентенцией, авторство которого европейская алхимическая традиция приписывает Гермесу Трисмегисту: "Что наверху, то и внизу".
История Фэн-Шуй насчитывает несколько тысячелетий. Нет никаких сомнений, что им занимались уже 3000 лет назад, но корни традиции уходят в еще более далекое прошлое. В те времена, когда единого китайского государства еще не существовало, люди селились в основном на плодородных пойменных землях в междуречье Янцзы и Хуанхэ; именно там обнаружены остатки наиболее древних неолитических стоянок и поселений бронзового века.
Во всех племенных сообществах, которые этнографы с готовностью называют "примитивными", существуют люди, чьей функцией является общение с незримыми силами, персонифицированными в образе природных божеств, духов-хранителей и прочих сущностей, благосклонно или враждебно настроенных по отношению к человеку. Эти шаманы наблюдают за действием природных сил и пользуются своей властью или мастерством для того, чтобы принести пользу племени. Даже созерцание движущихся вод, зубчатых гребней гор и колыхания ветвей на легком ветру сходно действию танца, музыки или ритмически повторяющегося заклинания: оно выводит человека из-под власти повседневного мира и погружает его в состояние отрешенности.
Правители-шаманы Древнего Китая были сведущи в искусстве ветра и воды; в ранних исторических записях, где вымысел тесно переплетается с реальностью, они наделены властью над стихиями и сами осуществляют превращения элементов. Первым из таких правителей, наделенных не только мифологическими, но и человеческими чертами, был Фу Си (правил приблизительно с 2852 по 2737 г. до Р.Х.), который вместе со своими преемниками Щэнь-нуном и Хуан-ди дал людям все искусства и ремесла. Именно Фу Си считается основателем китайской науки гадания: на спине мифического животного, восставшего из вод реки Хуанхэ, ему открылся узор из точек и кружков, который был прототипом прежденебесного Багуа, или ранней небесной последовательности. На картинах Фу Си обычно изображается облаченным в тигровую шкуру, в сопровождении черепахи и змеи.
Хуан-ди, или Желтый Император, считается покровителем китайского народа. При нем был составлен первый лунный календарь. По преданию, во время сражения с разбойниками Хуан-ди заблудился в волшебном тумане, напущенном их главарем. Во сне ему явилась Небесная Владычица, даровавшая знание об использовании компаса, с помощью которого Хуан-ди смог победить своих врагов. При нем и его наследниках — Чжуан-сюе, Ку, Яо и Шуне — в Китае продолжался золотой век, когда правление было совершенным, правители отличались кротостью и смирением, а народ почтительно относился к ним.
Первая китайская династия Ся (предположительно 2205–1766 гг. до Р.Х.) была основана императором Юем, чьи подвиги заслуживают пристального внимания. Он вступил на трон, когда в Китае свирепствовало наводнение, которое с перерывами продолжалось более двадцати лет и совершенно опустошило восточные области страны. Отец Юя безуспешно боролся с бедствием, возводя дамбы, отчего вода лишь разливалась еще шире. Юй радикально изменил подход к делу: начал рыть каналы и отводить воду с затопленных территорий. Масштаб работ этого первого проектировщика ландшафтов поистине впечатляет — из земли, вырытой при прокладке каналов, были созданы четыре высочайшие горы в Китае! Очарование мифа о трудолюбивом императоре, поставившем себе на службу даже драконов, сохранилось в современной китайской топонимике: в одном из уделов восточного Китая есть Цокайся — "Неправильно Проложенное Ущелье", и Чжаньлуньтай - "Терраса Казненного Дракона". Но самым важным событием при правлении Юя все же было явление посленебесного Багуа, или поздней небесной последовательности. После усмирения потопа из вод реки поднялась огромная черепаха. Согласно преданию, на ее панцире был начертан магический узор (ло шу) с девятью символами, по числу которых Китай впоследствии был разделен на девять областей, или уделов. Если прежденебесное Багуа отражало неизменную природу вещей, то посленебесное Багуа использовалось для предсказания изменчивых, текучих проявлений законов бытия.
Следующее знаменательное событие из предыстории Фэн-Шуй произошло гораздо позднее, во времена У-вана, первого императора династии Западная Чжоу (1122–770 гг. до Р.Х.). Его наставником был министр Цзян-тайгун, искушенный в магии и науке предсказаний. Именно ему традиция приписывает расширение восьми триграмм (ба-гуа) до шестидесяти четырех гексаграмм, составляющих основу "И Цзин" - великой "Книги Перемен". Впрочем, по свидетельствам летописцев, Цзян-тайгун был чужд условностей: когда гадание о предстоящем сражении вышло неблагоприятным, он "смахнул рукавом с жертвенного стола черепаший панцирь и гадательные палочки из стеблей тысячелистника и в гневе растоптал их".
В эпоху Чжоу устройство компаса было усовершенствовано потомком У-вана, императором Шинем. Он объединил знания о геомантическом компасе (лопань) с элементами гадательной системы "И Цзин" и создал легендарную систему "Ло Цзин", не сохранившуюся до наших дней. С помощью компаса и Багуа определялись наиболее благоприятные места для строительства дворцов и захоронения умерших.
Древние китайские правители не ограничивались изучением ландшафтов и работой с невидимыми энергиями, пронизывающими землю, воду и воздух. Они наблюдали за небосводом, составляли звездные карты и включали полученные знания в календарные системы. Еще в бронзовом веке, во времена династии Шан (1766(?)–1121 гг. до Р.Х.) был установлен шестидесятидневный цикл, а движение созвездий было упорядочено в двенадцать Земных Ветвей и десять Небесных Стволов. Каждый день отмечался сочетанием одного Ствола с одной Ветвью в последовательном порядке. Затем шестидесятидневный (лунный) цикл был соотнесен с солнечным, или астрономическим, годом: 365 дней подразделялись на шесть циклов.
При династии Чжоу были установлены соответствия между десятью Небесными Стволами и пятью элементами (огонь, земля, металл, дерево, вода), а двенадцать Земных Ветвей стали использоваться как аналог двенадцати солнечных месяцев. Где-то в VI-V вв. до Р.Х. (так называемый период весны и осени, при котором жили Лао-цзы и Конфуций), Земные Ветви были сопоставлены с символами животных, хорошо знакомыми нам по современному "китайскому календарю".
Возникновение и развитие Фэн-Шуй
Принципы Фэн-Шуй и способы их практического применения содержатся в древних текстах, таких как "Ши Цзин" ("Книга Песен"), которая неоднократно переписывалась начиная с IX века до нашей эры. Важные события произошли во времена династии Хань (206 г. до Р.Х. - 224 г. от Р.Х.), когда была составлена "Ли Цзы", или "Книга Ритуалов". Там описаны методы Фэн-Шуй для правильного расположения семейных захоронений и могильных курганов.
Правила письменного языка были упрощены и систематизированы; пять канонических, или классических, текстов Древнего Китая были официально утверждены в этом качестве. Первым из них был текст "И Цзин". Имперские ученые отредактировали его и перевели в новую форму письма. Они также собрали и записали различные устные варианты и предания об использовании оракула. Так появились "Десять крыльев", присоединенные к основному тексту. В частности, один рукописный свод под названием "Ту шу цзи чэн" ("Энциклопедия И Цзин", или "Великий Комментарий") стал одним из наиболее важных документов китайской культуры.
Три основных элемента искусства гадания и определения благоприятных ситуаций — компас, "И Цзин" и календарь — объединились в своеобразное научно-мистическое учение, которое практиковалось фанши, или "знатоками учения". Во времена династии Хань и Троецарствия (221–265 гг. от Р.Х.) они практически слились с даосскими сектами и превратились в очень влиятельную силу, уважаемую при императорском дворе и почитаемую в народе. Глубокие познания в области астрономии, географии, медицины и практической магии в буквальном смысле делали их мастерами на все руки, желанными гостями и во дворце удельного аристократа, и в скромном сельском жилище.
Философскую основу фанши составляла теория Инь - Ян и пяти элементов. Теория и практика гадания по "И Цзин" дополнялась сложной системой геомантических измерений, астрологических расчетов, а также наблюдениями за земными и небесными явлениями.
При династии Хань Фэн-Шуй стал приобретать черты профессионального занятия. Тогда он был известен под более древним названием кань юй, где кань означает "земля", а юй — "узор" или "образец". Упоминания об этом искусстве можно найти в "Хуайнань-цзы", своеобразной энциклопедии даосских знаний, составленной в I веке до Р.Х. Ее автором был философ Лю Ань, правитель области Хуайнань и внук первого императора ханьской династии. Лю Ань, проводивший много времени в обшении с даосскими мастерами, творчески переосмыслил идеи "Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы" и приблизил их к повседневной жизни.
К концу правления династии Хань Китай распался на три отдельных царства, постоянно воевавших друг с другом. История того времени, запечатленная в знаменитом романе Ло Гуань-чжуна "Троецарствие" полна бедствий и потрясений. Одной из наиболее ярких фигур в романе является реально существовавший министр царства Шу и даосский маг Чжугэ-лян, умевший управлять ветрами и туманами. Он разработал систему цимэнъ-дунцзя ("таинственные входы" — "скрытное движение"), которая первоначально была предназначена для скрытного передвижения войск с помощью "тайных врат" земли, которые открываются и закрываются в определенное время года. Даосские маги, подобные Чжугэ-ляну, знали местонахождение таких врат и умели пользоваться ими.
В системе цимэнъ-дунцзя применяется сочетание Багуа и Девяти Дворцов для определения благоприятных и неблагоприятных участков ландшафта. Впоследствии она оказала огромное влияние на развитие искусства Фэн-Шуй.
После объединения Китая под властью династии Цзинь (265–316 гг. от Р.Х.) появился человек, которого современные мастера Фэн-Шуй считают отцом геомантии. Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по "Фэн-Шуй иньского предела" (выбор мест захоронения) и классификации ландшафтов. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью.
При трехвековом правлении династии Тан (618–907 гг. от Р.Х.) в Китае наступил расцвет искусств и наук. Появились новые школы и философские течения в русле кань юй. Одни мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов ("жилы дракона"), другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел. Некоторые пользовались триграммами Багуа как вспомогательным средством для определения энергетической структуры местности. После угл
От Средневековья до наших дней
|
В начале правления династии Мин (1368–644) даосское учение и все, кто практиковал его, подверглись жестоким гонениям. Многие видные ученые были казнены, а те, кто продолжал заниматься искусством Фэн-Шуй, не могли называть себя даосами. На смену им пришло новое поколение предсказателей из мирян — бродячих монахов, мелких аристократов и ремесленников, которые не были знакомы с философскими основами Фэн-Шуй и превратили его в чисто деловое предприятие. Их главными клиентами стали представители зажиточных семейств и землевладельцев, нанимавшие мастеров для выбора наиболее благоприятных мест при строительстве домов и владений, а также для проведения погребальных ритуалов. Большой популярностью стали пользоваться "справочники" по Фэн-Шуй, представляющие собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени.
Ландшафтная школа подверглась значительному упрощению, но геомантический компас лопань, напротив, был расширен с восемнадцати до тридцати шести колец, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. Сформировалась система "трех эр" и "девяти циклов", где каждая эра состоит из шестидесяти лет или трех циклов по двадцать лет в каждом.
В поздний период династии Мин количество книг по Фэн-Шуй многократно возросло. Произведения классиков Фэн-Шуй, а также их подражателей стали общедоступными; в результате многие читатели этих книг объявляли себя мастерами Фэн-Шуй и беззастенчиво зарабатывали деньги на невежестве и суевериях своих соотечественников. Тогда появилась поговорка "выставить себя на посмешище через десять лет", означавшая, что обман может обнаружиться лишь спустя долгое время.
Фэн-Шуй при династии Цин (1644–1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династии Мин. Традиция литературной критики богатейшего классического наследия не обошла стороной искусство Фэн-Шуй. Так, например, Я Цзюсин (XVIII в.) считал всех мастеров Фэн-Шуй периода династии Мин обычными шарлатанами, ничего не смыслившими в теории перемен. Впрочем, создавались и серьезные трактаты, обогатившие теорию Фэн-Шуй, самым значительным из которых является "Полное руководство к геомантическому компасу". Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец.
Еще одним новшеством, появившимся в эпоху Цин, было заблаговременное определение подходящего момента для начала строительства здания, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее. К примеру, выбор удачного места для начала строительства имеет важное значение для Фэн-Шуй жилых домов и коммерческих зданий.
Западный мир сравнительно медленно воспринимал философские основы и практику Фэн-Шуй. Лишь к концу XIX века это искусство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.
1)Что такое ФЕН-ШУЙ? (обозночение)
2)Средоточием всего сущего для даосов было Дао...
3)Напсать сочинение на тему: "Что такое фен-шуй в моем понимании"
Сдать д/з
|